Подробнее
b641b25957202dd1cd8fbc4f0aa8ce11.jpg

Ежегодно в России производится около 3 млн тонн пеллет. Как правило, 95 % всего объема отправлялось за границу, причем 90 % экспорта было ориентированно на «зеленую» экономику Европы. Ситуация изменилась 9 июля 2022 года, когда Евросоюз ввел запрет на импорт пеллет из России.

По данным Рослесинфорга, российские производители пеллет занимали 10  % европейского рынка. Больше всего российское биотопливо закупали в Дании (958 тыс. тонн) и Бельгии (381 тыс. тонн). Безусловно, не стоит забывать и об азиатском рынке, правда, на фоне целого ряда проблем, в том числе и логистических, плавно переориентироваться не получается.

Чтобы более детально разобраться в ситуации, узнать, как российские предприятия работают в современным условиях, редакция журнала «Деревообработка. Бизнес и профессия» обратилась за комментарием к директору компании «Ангара Лес» Сергею Тарасюку.

«Перед деревообрабатывающими заводами сейчас стоит множество проблем, и  прежде всего это сохранение тех мощностей и тех достижений, которые были раньше. Сохранение рабочих мест, а также экологичности. Прежде всего мы ориентировались на безотходность производства, а значит, бережное отношение к ресурсам. Отходы превращались в  топливные пеллеты. Но вот рынок сбыта топливных гранул практически полностью был ориентирован на страны Евросоюза. В  России они не слишком-то востребованы, производство пеллет создавалось лесопромышленниками как способ утилизации отходов лесопиления и переход к модели безотходной переработки древесины.

Для сохранения производства топливных гранул необходима переориентация их сбыта на страны Азиатского региона, в частности Японию и Южную Корею. Специфика рынков этих стран предполагает отгрузку пеллет сухогрузными партиями объемом от 10  тыс. до 30 тыс. тонн. Накопление таких партий требует наличия складской и иной инфраструктуры, которая в порту Владивостока не сформирована. Кроме того, стоимость перевозки по альтернативным логистическим путям увеличивается от 20 до 50 %. При текущем снижении курса доллара размер выручки снизился более чем на 30 %. То есть перевозка пеллет на восточное направление генерирует чистый убыток в размере 15 евро за тонну, что делает такую реализацию нецелесообразной. В условиях отсутствия других рынков сбыта пеллетные производства останавливаются. Специалисты отрасли предлагают субсидировать затраты на транспортировку топливных гранул, а также создать необходимую портовую инфраструктуру в морских портах Дальневосточного региона.

Еще одним решением может стать переориентация производств на внутренний рынок сбыта. Это можно сделать путем разработки и  реализации программы для переоборудования котлов частных домовладений на пеллеты, с доведением планов переоборудования муниципальных котельных на пеллетные котлы в регионах».

НАМ ЭТО НУЖНО?
О необходимости развития внутреннего рынка потребления пеллет эксперты говорят не первый год. Ведь внутри России ежегодно потребляется не более 300 тыс. тонн этого топлива. Сегодня такие инициативы стали исходить и от властей. В начале июля 2022 года российские СМИ поделились некоторыми итогами совещания, проходившего при участии вицепремьера Виктории Абрамченко. В частности, сообщалось о планах использования отходов деревообработки для обогрева домов. Член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский уверен, что такая мера поддержит работу деревообрабатывающих предприятий в условиях санкционного давления.

Важно подчеркнуть, что не все котельные могут работать на биотопливе. Предприятию необходимо будет либо потратить средства на осуществление работ по переоборудованию, либо строить новую котельную. По мнению экспертов, затраты как в первом, так и во втором случае будут примерно равнозначными. При этом в Минстрое РФ считают возможным выделять инфраструктурные кредиты субъектам на такую модернизацию котельных.

Материал подготовлен по информации,
предоставленной ООО «Ангара Лес»