Чистое сырье – здоровая экономика
Пиловочник – как известно, самый дорогой продукт лесозаготовок. Однако, к сожалению, его доля в общем объеме далеко не так высока, как многим хотелось бы. Как правило, менее 50 %. Остальное составляет балансовая и топливная древесина. Если раньше ситуацию по переработке балансов решал сектор ЦБП – целлюлозно-бумажных комбинатов, оставшихся в наследство от СССР, на территории России было порядком, то на сегодняшний день немало комбинатов закрылось в силу банальной и грустной причины – неспособности конкурировать на рынке из-за устаревшего оборудования. И вопрос, что делать с балансами, сам собой встал на повестку дня.
В Европе, где стоимость древесного сырья – одна из наибольших составляющих себе-стоимости любого продукта из древесины, невостребованные в ЦБП балансы (тут надо сказать, что невостребованность эта случается крайне редко) и топливную древесину перерабатывают в пеллеты. Пиловочник – как известно, самый дорогой продукт лесозаготовок. Однако, к сожалению, его доля в общем объеме далеко не так высока, как многим хотелось бы. Как правило, менее 50 %. Остальное составляет балансовая и топливная древесина. Если раньше ситуацию по переработке балансов решал сектор ЦБП – целлюлозно-бумажных комбинатов, оставшихся в наследство от СССР, на территории России было порядком, то на сегодняшний день немало комбинатов закрылось в силу банальной и грустной причины – неспособности конкурировать на рынке из-за устаревшего оборудования. И вопрос, что делать с балансами, сам собой встал на повестку дня.
В России ситуация иная. Возможно, потому, что с запасами леса нам повезло куда больше остальных стран. К тому же многие инвесторы перед тем, как вкладывать в модернизацию старых лесопильных заводов, начинают со строительства гранульных производств. Делается это для того, чтобы сначала перерабатывать имеющиеся отходы старой лесопилки, а затем не искать в спешном порядке решения для утилизации отходов нового лесозавода. И это очень грамотный подход, ведь опилки с лесопильного производства являются самым лучшим сырьем для пеллет.
Главная причина этого, кстати, не в том, что опилки уже готовы к переработке в гранулы, ведь собственно рубка того же круглого леса в щепу и далее – в более мелкую фракцию, пригодную для производства пеллет, проблемой не является. Да, это несколько дороже в плане процесса производства, с другой стороны, это расширяет возможности по части используемого сырья. Основное же преимущество опилок с лесопилки – в их чистоте, ведь получают их в результате обработки поштучно окоренных бревен. А это значит, что кора в гранулы не попадет. Почему это так важно, спросите вы, ведь наличие коры как таковой в гранулах вполне допустимо – нормируется-то не кора, а зольность гранул. Так-то оно так, да вот только связанная с корой проблема неочевидна на первый взгляд. А между тем от того, что в этой коре содержится, может пострадать и показатель зольности пеллет, и оборудование, на котором они были выпущены.
Возьмем, к примеру, песок. Он, как известно, не горит, а значит, чем больше в коре песка, тем выше зольность гранул. Но даже если зольность в пределах нормы, песок, даже в небольшом количестве присутствующий в сырье, может увеличить ваши эксплуатационные расходы. Играя роль абразива, он способен снизить срок службы расходных материалов гранульного завода – матриц, роликов и прочего – в десятки раз.
РЕШЕНИЕ ЕСТЬ!
Итак, чистая кора – не проблема для гранульного производства. Однако тем, кто принимает решение изготавливать гранулы из балансовой и топливной древесины, необходимо понимать, что окорка этой древесины должна стать неотъемлемой частью производственного процесса. Хорошая новость тут заключается в том, что окорка с поштучной подачей для целей гранульного завода не требуется. Ведь задача участка окорки – не столько в снятии коры как таковой, сколько в очистке бревен от грязи и прочих включений, содержащихся в коре.
Для окорки сырья для гранульных заводов созданы станки другого типа, специально спроектированные для окорки разнородных партий бревен. Одним из производителей, предлагающих сегодня такие решения, является известная российским гранульщикам эстонская компания Hekotek, и ее руководителя Хейки Эйнпаула мы попросили подробнее рассказать о том, какой же должна быть окорка для гранульного завода.
– Роторная технология, которую мы используем в наших окорочных станках для гранульных заводов, не позволяет получить на 100 % чистое от коры бревно. Да этого и не требуется. Снимается около 70 % общего объема коры, однако такая окорка позволяет значительно очистить бревна и удалить с их поверхности вместе с корой до 95 % грязи и песка. Но я бы не стал говорить отдельно об окорочных станках. Правильнее будет говорить о линиях окорки и дробления, ведь сырье необходимо не только окорить, но и перерубить в щепу и, далее, в более мелкую фракцию – для производства гранул.